Если вам нравятся все недавние произведения парфюмерного дома Guerlain, вряд ли вы согласитесь с моей точкой зрения. Тем не менее…
Он не сразу понял свое призвание. С детства Тьерри Вассер (Thierry Wasser) занимался музыкой и думал о карьере дирижера, но впоследствии получил образование биолога, а всерьез увлекаясь изучением языков, рассматривал вариант связать свое будущее с лингвистикой. В итоге – стал одним из самых известных парфюмеров современности.
Он создал Jil Sander Man, прославивший парфюмерию Jil Sander. Древесный фужер с провокационной кожаной нотой, сексуальный, обволакивающе-теплый и прозрачно прохладный, почти никого не оставил равнодушным. Аромат малоизвестного бренда встал рядом с такими шедеврами мужской парфюмерии, как Fahrenheit Christian Dior и Ultraviolet Man Paco Rabanne, которым он созвучен.
Безусловной удачей можно назвать работу парфюмера для Lancome – сладостный, томный, в то же время будто разреженный, словно окутанный прозрачным сиреневым туманом, женский Hypnose. А еще был богемный и бесконечно обаятельный Diamonds для Giorgio Armani.
И, конечно, парфюмерный “белый Олеандр” Dior Addict Christian Dior. Почти скандальный аромат, настолько противоречивые чувства он вызывает. Категорически не принятый одними и вызывающий почти наркотическую зависимость у других – но равнодушных к нему, или не знающих о нем, наверное, нет…
Только одно меня смущало – Тьерри Вассер любит создавать ароматы в соавторстве. Как правило, парфюмеры подобного уровня редко идут на это. Когда художник создает свой шедевр, разве ему кто-то нужен? Вмешиваться со своим видением?.. А Тьерри совсем не прочь “посоветоваться”, чтобы “вместе принять решение”… Это не свидетельствует об уверенности в своих решениях, вам не кажется?
Вот и Jil Sander Man он тоже создал в соавторстве с Анник Менардо (Annick Menardo) и признался, что любит работать с ней. “Анник всегда знает, чего хочет и умеет отстоять свое видение”. Охотно верю – женщина, создавшая роковой Bois D’argent Christian Dior, совершенно точно знает, чего хочет… В отличие от Вас, мсье…
Но даже после таких профессиональных побед, предложение должности ведущего парфюмера Guerlain можно назвать беспрецедентным – ведь с момента основания Дома эту должность занимали лишь представители фамилии Guerlain.
Многие со со мной не согласятся, но вот здесь произошло что-то фаустовское. Предложение, от которого невозможно отказаться, стало роковым для парфюмера. На мой взгляд, с тех пор он не создал ни одного по-настоящему интересного и достойного аромата. Несмотря на то, что продажи Idylle утверждают обратное. Но разве дело в отчетах маркетологов, когда речь идет об искусстве?.. Безликий и не совсем честный парфюм – Тьерри использовал в нем формулу, очень похожую на ту, которая легла в основу его же мужского Diamonds Giorgio Armani. Попытавшись адаптировать его под женский, он допустил ряд ошибок. Убрал сексуальное сочетание амбры и ванили, добавил цветочные ноты и мускус… Что-то не сыграло и получилось плоское, пластмассово-слащавое звучание.
Далее следует широкая и весьма спорная линейка ароматов бренда – коллекция Aqua Allegoria. Слишком специфическая для люкса, слишком плоская для ниши. L’Homme Ideal стал крайне неудачной попыткой повторить аромат Dior Homme Christian Dior. Лишь третий фланкер аромата, L’Homme Ideal Eau de Parfum, получился достаточно интересным.
Тьерри совсем не чужд фланкеров. Наверное, единственный среди парфюмеров такого калибра. Обычно маэстро создает аромат и ему неинтересно представлять его в другой аранжировке. Он ищет принципиально новую творческую задачу. А летняя версия… Зимняя версия… Лимитированная версия, приуроченная к тому или иному событию… Где нужно немного иначе подать все тот же аромат, чуть усилив одну ноту, чуть приглушив другую… не царское это дело. Для этого существуют младшие парфюмеры.
Но Тьерри Вассер фланкеры обожает. Он как будто сомневается в своем творении и каждый раз переосмысливает и меняет его. То, что у других становится отбракованными рабочими версиями, Guerlain делает самостоятельными ароматами.
Эта тенденция началась с переформулировки Вассером Shalimar – классики Guerlain, в некотором роде, парфюмерного лица бренда. С тех пор стали появляться бесконечные версии, в которых абсолютно потерялась аутентичность парфюма.
Ситуацию с La Petite Robe Noir, созданном в 2012 году, бренд довел до абсурда. Количество фланкеров аромата вышло за грань добра и зла и не поддается исчислению 🙂 . Разобраться в них не представляется возможным, но и желания такого, если честно, не возникает.
Вместо того, чтобы создать новый знаковый парфюм Guerlain, Вассер штампует очередное Черное Платье… Конечно, это не только его вина, здесь не обошлось без пресловутой маркетинговой политики – собери свою коллекцию трусиков “неделька” Маленьких Черных Платьев на все случаи жизни! Но всё же…
К сожалению, остается лишь констатировать, что с приходом Тьерри Вассера на должность ведущего парфюмера Guerlein его профессиональный рост остановился, а бренд не выпустил ни одного аромата, достойного имени легендарного Дома…